Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма, снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
  3. Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание"! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять? Закалять, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

  • систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;
  • постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;
  • учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 17/01/2007 12:49
обновлено 22/01/2018
Образ жизни

Комментарии 37

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Лучший комментарий
Гость
09/07/2009 13:16

Гость

Какое счастье, что книги Евгения Олеговича прочитала на ранних сроках беременности! Спасибо Вам, Евгений Олегович, и дай Бог здоровья и долгих-долгих лет жизни! Дочери 1,3 года, с рождения (апрель) отключили батареи, ковры и обогреватели не покупали,зато купили мощный увлажнитель и декоративный фонтанчик, мою пол дважды в день и пр. Купаемся ежедневно по 30 мин. в прохладной воде, бегаем голые, на улице - минимум одежды, в принципе, при +8-10 гуляем без шапки, много бегаем, без нужды не ходим по магазинам. Ни разу не болели, хотя с 10 месяцев активно общаемся с другими детьми и взрослыми. В поликлинику ходим только на прививки. СПАСИБО ВАМ, ОГРОМНОЕ!!!!!
5
Seishella
31/07/2013 08:18 #

Seishella Беларусь, Гомель

В очередной раз получила важную информацию в доступной, легко усваиваемой форме! Спасибо, Доктор!
2
DiAnna
23/11/2011 22:04 #

DiAnna Россия, Москва

Почти год назад у моего сына обнаружили аденоиды 3 степени,как следствие бронхит,проблемы со слухом,сном,психологическим состоянием и много ещё чего,мы несколько мес,принимали какие то препараты,всё лето жили на даче,в хвойном лесу,из басссейна не вылазил,каждый день босиком,обуться просто не давался.Как только пошёл в сад,сразу начал болеть,похудел сильно.ангина,аденовирусная инфекция,сейчас просто кашляет.Но соплей у нас нет,куда они пропали вобще не пойму.Планирую купить абонемент в бассейн,будем ходить хотя бы 4 раза в месяц,чаще не смогу,у меня ещё доченька маленькая,будем ходить на каток.Надо же что то менять,дома ходит в трусишках одних,муж на меня орёт,что холодно,но я не могу его одеть,он просто не хочет.Купили увлажнитель,перестал задыхаться по ночам и орать,последнюю простуду вобще легко перенёс,температура была тока один вечер 38.Очень надеюсь ,что всё будет как раньше,до 1,5 лет вобще н болел.
2
Гость
01/02/2010 14:32 #

Гость

"Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо"

Что же получается, если мои дети не болеют часто, не закаливает их никто, сами по себе здоровы с рождения, то они не любимы и нежеланны?
Половину из сказанного можна оспорить.
Не все дети в неблагополучных семьях закаленные. И почему-то беспризорника легче представить с соплями на губах и кашляющего, чем такого себе закаленного крепыша.
Мои дети не проводят кучу времени на улице, но и возле телевизора не сидят. На музыку ходят, книжки читают. Здоровы слава Богу.

Врачей ВСЕХ нужно слушать, а свое мнение иметь. Каждый человек особенный и нельзя грести всех под одну...
"Всяка имеет свой ум голова."

Непонимаю, почему читая Комаровского, люди приходят к выводу, что если нужно холодной водой закалять, то в меру горячая или теплая может повредить ребенку, всякая крайность просто смешна.
Гость
06/07/2009 01:17 #

Гость

Светлана, Вам можно посоветовать очень-очень аккуратно, осторожно и постепенно начинать закаливать, несмотря на сопли и кашель. Подумайте, как можно скорректировать Ваш с ребенком образ жизни. Начните хотя бы с понижения температуры в комнате на 1 градус, с уменьшения количества одежды. Поживите так 2-3 недели, адаптируйтесь. Потом можно добавить обтирания потоленцем, смоченным в прохладной воде. Сначала ручки до локтей (неделю), потом до плеч (неделю), потом добавляем спину, ну и т.д. Затем можно перейти непосредственно к обливаниям. Сначала только ножек прохладной водой. Потом понижать температуру и увеличивать площадь обливаемого тела. Главное все делать очень-очень постепенно. Никуда не торопиться и убеждать себя в успехе. Ну и то, о чем говорил многоуважаемый доктор: побольше гулять на свежем воздухе (даже с соплями), побольше двигаться, поменьше телевизора и сидения дома. Одним словом, вдохновившись идеями Комаровского, начить потихоньку изменять свою жизнь. Не ждать совета и толчка, а прямо с сегодняшнего дня менять. Хотя бы с самого малого. Успехом Вам и упорства в достижении цели!
1
Гость
29/06/2009 21:32 #

Гость

Добрый день. Мне подарили вашу книжку за 3 месяца до рождения дочуры. Читала взахлеб... Безумно рада, что она мне попалась, полностью согласна не только на счет закаливания, но и на счет всего остального. Сейчас моей доче почти 4 месяца, не болеем, спим по возможности на балконе (сейчас получается только с утра, т.к. после обеда там пекло), купаемся в прохладной воде, кушаем, когда хочется, форточки и даже балкон дома всегда открыты и зимой и летом (правда температуру в доме не удается снизить ниже 22, нет вентиля, чтобы перекрывать отопление, и нельзя поставить его) успеваем все по дому делать.
Заметила, как на меня смотрят другие мамаши и бабушки, гуляющие с детьми, когда в 22 градуса моя малышка почти раздетая в коляске, а их дети в вязанных шапках, комбинезонах, а кто и в оделах завернут. Мне даже бывает неловко от их взглядов. Приходиться терпеть.
Вопрос: в теплой воде ребенка вообще не нужно купать? Бабушки недавно раскрутили меня на мытье дочи в бане, естественно без пара и веников. Вроде ей понравилось. Но и дома в прохладной водичке ей тоже нравится. Так вот, мытье в бане ей не повредит?
Гость
20/06/2009 12:57 #

Гость

Здравствуйте,очень нуждаюсь в Вашем совете.Моей дочери скоро 6 лет.С каждым годом болеет все чаще и чаще,насморк постоянный,аденоиды,алергия на глюкозу,постоянно ограничения в питании, любая сладость в гостях или на празднике-и сопли обеспечены,потом все плавно претекает в бронхит.Все уже сильно устали.С самого рождения мы ее очень тепло одевали,понимаю все наши ошибки,но как и с чего начать сейчас,когда у нее постоянно сопли и периодический кашель?
Гость
12/06/2009 19:43 #

Гость

Добрый день. Уже обливаюсь 4 дня реально холодной водой. Отключили горячую воду и вот ,,,, пришлось. Мне понравилось. Думаю - это надолго. Мне 24 года. Стараюсь вести здоровый образ жизни. Новая ступень - Закаливание. Максим . Пермь
3
Гость
08/06/2009 10:18 #

Гость

Здравствуйте, прочитала статью, очень понравился ваш подход к закаливанию, так скажем не точечный, а глобальный, очень впечатлена, очень многое в этой статье про себя нашла. Но у меня ситуация посложнее будет....Нам противопоказаны физические нагрузки и не только. Я честно говоря в панике прям.Ребенка закалять нужно, т.к. болеть нам котигорически нельзя, но и иммуностимулирующие запрещены. Диагноз моего сынишки(6,5 лет), с недавних пор, хронический гломерулонефрит, нефритический синдром. Посоверуйте как нам поступить, просто умоляю вас.В голове каша от всего прочитанного об этом диагнозе, страх, нескончаемые переживания, мне кажется я скоро стану параноиком, мне кажется что везде дует, что ему холодно, от бессилия плакать хочется, иногда и плачу...
Началось все с отеков и недомогания, врачи сказали аллергия. Как-то совсем не хорошо стало ему и отек сильнее еще, вызвали скорую, они тоже сказали что аллергия, поставили укол и уехали, пока анализы не сдали ничего не прояснилось, а в анализах эритроциты зашкаливали, по моему 70-80.В больнице отлежали 3 недели, нам сказали что мы у них все время теперь будем, вот такой прогноз.Через неделю после выписки кашель, бегом к врачу, снова на больничный, снова реакция на почки, больницы удалось избежать, 3 недели дома, пропили антибиотики, сейчас анализы в норме. И как в вашей статье меня все чаще посещает мысль, что надо что-то делать, а раз иммуностимулирующие и некоторые витамины нельзя(неговоря уж о витамине С) думаю нужно закалять, очень боюсь, но понимаю что нужно. Посоветуйте пожалуйста как. Про "парник" я все поняла, а дальше???
Очень надеюсь на ответ.Заранее благодарна!
Гость
28/05/2009 11:14 #

Гость

я, прочитав книгу "Здоровье ребенка...", очень прониклась идеями доктора, соблюдала все, муж поддерживал, в результате ребенок, родившийся в конце марта, гонял по дому в одном марлевом подгузнике, с голыми ногами и т.д. (температура в комнате была около 20, иногда ниже, я сама все время мерзла, но стойко терпела), спал на балконе почти весь день, купались уже при 35 (начали, глупые с 38). а на 5-й неделе попали мы в больницу (по причине моего нездоровья - кровотечение). там ребенка приносили мне кормить по часам запеленутого по самое не могу, торчала одна голова, вся потная!!! отопление еще не отключили (начало мая), в палатах жара, в детском отделении, я уверена, теплица вообще, а он, как потом оказалось, одет в памперс (круглые сутки) и три(!!!) слоя пеленок... я в ужасе была еще там. в еще больший ужас и отчаяние я пришла, когда, приехав домой через 10 дней больницы, обнаружила, что сын МЕРЗНЕТ, он отказывается купаться, все время кричит (опять подняли температуру до 36-37), после ванны орет просто, успокаивается только в распашонке и подгузнике. я понимаю, что нужно теперь уже начинать закаливание (а не просто жить голым, как раньше), но ума не приложу, с чего лучше начать, все еще пребываю в шоке, как нам испортили ребенка, а ему только 2 месяца скоро... жду, сейчас начнется лето, разденемся и одеваться больше не будем. только вот летом собираемся к бабушке в деревню, а бабушки в этом плане не самое лучшее, боюсь, долго не выдержу битв за голого ребенка, уеду обратно в город, а это, я считаю, не выход. короче, голову сломала, как сделать все наилучшим для сына образом. Пожалуйста, Евгений Олегович, если можно, ответьте мне, задавите здравым смыслом, отрезвите, дайте сил на борьбу за здоровье моего ребенка, я, по-моему, слишком медленно отхожу от шока - видеть каждый день мерзнущего ребенка. при этом понимаю, что еще не поздно, возможно, даже не нужно больших усилий прилагать, чтоб все вернуть...
2
Гость
11/05/2009 00:05 #

Гость

Здравствуйте, огромное спасибо за ваши книги и статьи!
У меня 2-е детей, старшей 2г 5 мес. родилась в декабре. а живем мы на первом этаже, топят плохо, постоянные сквозняки и т.д. Привезли ребенка из роддома и ( О УЖАС!!!) 5 месяцев она у нас ходила в чепчике, мы не выносили ее из спальни, где чуть ли не круглосуточно работал обогреватель, проветривали один раз в сутки, а отсутствие свежего воздуха заменяли ( О УЖАС!!!) освежителями воздуха. Но как продвинутые родители мы учили ребенка плавать, обливали прохладной водой, гимнастика , массаж и т.д.(возможно только это и спасло ребенка от неминуемой смерти:))) после чего малышка вновь одевалась во все шерстяное и фланелевый чепчик. Когда начали ползать ~ 5мес.дочка была помещена на доставшийся от бабушки(О УЖАС!!!) ковер( когда я его выкидывала в нем было столько непонятной пыли, несмотря на ежедневные уборки) т.к. полы у нас холодные. Результат: мы раз 6 переболели всякими ОРЗ и это только до года, а насморк помоему и не прекращался никогда.
Незадолго до рождения второго ребенка 11 мес. мне подруга дала почитать вашу книгу "Здоровье ребенка и з...". И тут я прозрела... Как жаль безвозвратно потерянное время. Зато младшего я, принеся из роддома сразу раздела до трусов, благо был июнь и больше не одевала ( только на прогулку) так он проползал в трусиках и иногда в майке и при +17 и со всеми нашими сквозняками всю зиму. И еще я повыкидывала все ковры.Результат: не одной самой легкой простуды за весь год, без всяких обливаний, хотя старшая опять зиму проболела и еще у нас обнаружилась аллергия, кстати на ней количество одежды тоже заметно убавилось. А сейчас собираюсь совсем ее раздеть летом и больше не одевать, делаем зарядку, начали по чуть-чуть бегать по утрам, надеюсь вернем утраченое здоровье.
МАМЫ!!! избегайте моих ошибок, берегите здоровье детей.
4
Гость
02/05/2009 11:32 #

Гость

Здравствуйте, очень хорошая статья, всё предельно понятно, большое спасибо.
Но вот вспоминаю себя, меня постоянно кутали, т.к. с детства была весьма мерзлявой, сейчас тоже чувствую себя комфортно только при 25, очень боюсь холода, быстро замерзаю, но при этом чрезвычайно редко болела, за весь сад не больше 10 раз, а школу пропускала по болезни только раз 5, но вот после рождения двоих детей моё здоровье резко ухудшилось, хватаю все болезни, именно вирусные, а переохлаждение, по прежнему, на меня не влияет, такое ощющение, что сейчас просто гораздо больше вирусов, чем раньше, да и мутируют они активно.
Как от них уберечься, ведь есть люди, которые при контакте с больными вирусными заболеваниями их не подхватывают, на пример мой муж?
Гость
20/03/2009 07:55 #

Гость

Но час в день по утрам выкроить можно и нужно.Никаких других оправдательных мотивов просто не существует.
Я что-то не согласна. У меня дети встают в 5.45 утра, чтобы к 7.00 быть в дет. саду. Такие обстаятельства. Будить в 4.45?! А недостаток сна не скажется на здоровье? Раньше ложиться? Дети приходят домой в 18.00, ложимся в 21.00+полчаса на приготовления ко сну. Урезать и эти 2 с половиной часа с родителями вечером - рука не поднимается!!!!
Гость
19/03/2009 19:05 #

Гость

Дочь родилась в июне. Бабушки и дедушки "надо обязательно шапочку одевать, одеяльцем прикрывать и т.д." При том что на улице жара и в квартире дышать нечем от жары. Пришла зима, бабушки и дедушки " обязательно соску в рот, чтобы холодного воздуха не глотнула, шарфик на носик,чтоб только глаза видны, а лучше и их закрыть, коляску закрыть, чтоб ветерок внутрь не попал и т.д."
Слава богу что наши очень любимые бабушки и дедушки живут в других городах и все советы мы слушаем исключительно по телефону.
А растим мы ребенка по книге Евгения Олеговича и начали с себя. Научились зимой отключать центральное отопление, спать с приоткрытой форточкой, гулять в любую погоду, водить ребенка в бассейн, когда на улице мороз выше 15 градусов.
И мы очень счастливы - у нас замечательный ребенок.
Совет: начинайте с себя и давайте почитать умные книжки Е.О. Комаровского своим мужьям,бабушкам и дедушкам.
1
Гость
11/03/2009 19:55 #

Гость

Мы с мужем тоже как-то особенно с закаливанием не морочились. Просто и сами с закрытым окном спать не можем. В квартире стараемся поддерживать не выше 20 градусов температуру. И родители наши такие же. Я до сих пор после бассейна голову не сушу, даже зимой так и топаю до машины. Старшая дочка (2 года 11 мес)даже если ноги промочит зимой, никто трагедии не делает. Исхожу из принципа: на дитятке должно быть на одну вещь меньше чем на мне. Все напитки даем из холодильника, если это не чай. Болели один раз гриппом. 3 дня. Лечились народными средствами: имбирем, горчицей в носках, компресс на грудь и горло делали.
Гость
10/03/2009 17:40 #

Гость

Отличная статья, спасибо, доктор! Из моих собственных наблюдений - 90% мамочек растят детей в таких вот тепличных условиях, о которых пишет автор. В оттепель одевают грудничков в зимний комбинезон и к тому же запихивают в меховой конверт, а сверху накрывают покрывалом от коляски. Потом говорят:"Ну, он не вспотел, значит ему не жарко..." А мне выговаривают, что, мол, я слишком легко одеваю ребенка - это когда мы в октябре при +10 градусах были в одной х/б шапочке, а все дети в толстых вязаных двухслойных шапках. Потом эти же мамочки жалуются на садик - якобы воспитатели плохо смотрят за детьми, устраивают в группах сквозняки, поэтому дети не вылезают из своих болячек... А при минус 15 град вы вообще на улице ни одной мамы с ребенком не увидите. Разве можно гулять с дитятей в такой мороз!
2
Гость
06/03/2009 13:51 #

Гость

Я всеми руками и ногами за: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается!!!
Все окружащие твердят, что мы с мужем с рождения закаливаем ребенка. Ничем подобным мы не занимаемся! Просто не создаем тепличных условий - умеренная температура воздуха (зимой отключаем батареи - тепла от проходящих труб достаточно), ребенок раздетый, босый, форточки в квартире закрываются только в морозы. Прогулки осенью-весной - 4-6 часов. Зимой - 2 раза по 1-2 часа. Лето (9-10 мес. было) прожили на даче = весь день на свежем воздухе. Ребенок плескался в бассейне, а как прогрелось озеро - купались вместе в озере. Как результат - впервые заболел (ОРВИ) только в 1,5 года, но очень быстро вылечился. Надеюсь, болезни и в дальнейшем будут редкими гостями в нашем дома.
Гость
14/02/2009 18:49 #

Гость

-а меня поразило другое: почти для всех жить от бабушек далеко-благо...(((-нужно признать, что и для меня-тоже....казалось бы...но не могу не признать, да прости меня, Господи, что именно из-за нытья бабушек-дедушек (застудишь, начиталась, в наше время...)много чего не пришлось воплотить...(((-грустно как-то,что старость далеко не значит- мудрость...
1
Гость
28/01/2009 00:24 #

Гость

Хотелось сказать по поводу купания в прохладной воде, мы как начали с младенчества, так и продолжаем уже почти до трех лет, ребенок теперь теплую ванну, в которой нужно нежиться не воспринимает, а когда мы стали немного понимать ее лопотание (наверное ей было около года тогда, сейчас не помню), просто стали ее спрашивать, какая вода ей нужна. сейчас она сама себе включает кран, и чаще выбирает прямо ледяную воду. у меня, конечно, сердце кровью обливается, но приходится терпеть. только бабушка очень уж громко нервничает, благо, что живем мы далеко, и в гостях бываем нечасто. Плюс у дочки имеется хроническое заболевание, при котором перегреваться нельзя. такой только аргумент от бабушки и спасает. да, совсем забыла, простудами мы практически не болеем, а если и болеем, то легко и недолго(ТТТ). Лор был, кстати говоря, в ужасе, когда я не могла вспомнить, чем лечить ОРВИ. Да ничем я его не лечу! само проходит.
Гость
27/01/2009 15:43 #

Гость

Когда мы привезли свою дочурку из роддома, то одели ее на "полную катушку"-2 пеленки,2 распашонки, чепчик, закрыли форточку( в марте), но пришедшие через час родственники раздели мою малышку, оставив в тонкой распашонке и пеленке, приоткрыли форточку.
Я до сих пор им благодарна.Мы с мужем никогда не кутали дочурку, до 20-ти градусных морозов приоткрывали форточку,много времени проводили на улице, на прогулку летом 3-х месячную одевали только в трусики. С 1г 3 м купались в речке. Родители были в шоке! Но результат налицо! Дочке 11 лет!Ей нравится говорить, что она совсем не замерзает, и это так. Она крайне редко болеет, никаких антибиотиков,уколов ,больниц ,только травяные чаи и т.п., несмотря на то, что очень рано пошла в ясли. И родители с нами согласились,а мою племянницу растили таким же образом, результат аналогичный.Теперь так растет наш второй малыш. Детишек обязательно надо закаливать, температура в комнате даже 22 градуса совсем не нужна. Очень хорошо, что сейчас есть такие рекомендации для молодых мам.
2
Гость
15/01/2009 09:20 #

Гость

Отличная статья!!!
Дочке 8 мес. Родились в мае, шапочку надели в августе и то после дождя (выслушивала от всех, что заболеет). Я понимаю что она только на свет появилась, но какая шапочка когда на улице больше 20 градусов и она в закрытой коляске? Все это время гуляли и спали голышом. Сейчас зима, мы в рубашке и трусиках ползаем по дому. С рождения обливаем холодной водой, постепенно понижая, начинали с прохладной. Посидели в теплой - холодным душиком, начиная с ног - погрелись - снова душ (так 3 раза) Температуру воды никогда не мерила. Хочу присоединиться, ЗАКАЛЯЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!!!
1

Скачивайте наши приложения