Минздрав не предупреждает...

Совершенно очевиден тот факт, что нормальные любящие родители очень трепетно относятся к питанию детей. Кормление детенышей — одно из важнейших проявлений родительского инстинкта, а современная цивилизация с ее культом питания, могучей пищевой промышленностью и огромным ассортиментом съестного во всех его проявлениях создает прекрасные условия для того, чтобы упомянутый инстинкт реализовать в полном объеме.
Среднестатистические мамы и папы, как правило, имеют возможность приобретать еду и не склонны экономить на взращивании ненаглядных отпрысков. Поскольку кормить дитя приходится ежедневно и не реже трех раз, то нет ничего удивительного в том, что конкретное кормящее лицо (обычно женского пола) имеет немаленький личный опыт организации процесса и совершенно определенные взгляды как на сам процесс еды, так и на состав продуктов — и качественный, и количественный.
Ситуация, при которой ребенок не только ест предложенную еду, но еще и получает от этого удовольствие — целебный бальзам на душу кормящих родственников. С одной стороны, накормить дитя вкусно не проблема, с другой — очень хочется, чтобы еда была еще и полезной. Неудивительно, что самое популярное руководство по кулинарии так и называется — «Книга о вкусной и здоровой пище». Т. е. понятия «полезная» или «здоровая» еда очень актуальны. Попытки расширить собственный кругозор и разобраться в том, что и вкусно и полезно одновременно, способны повергнуть в ужас любого здравомыслящего родителя.
Ибо самое вкусное — это сладкое.
А сладкое, по мнению тысяч врачей, диетологов и журналистов,— это вредное.
Даже поверхностное знакомство с тем, что на эту тему уже написано, может вызвать недоумение и возмущение. Ибо совершенно непонятно, почему на обертках конфет, упаковках тортов и баночках с вареньем не написано яркими и большими буквами: «Минздрав предупреждает: употребление сладкого вредит здоровью».
Перечень болезней, связанных с поглощением сладостей, устрашающе велик: ожирение, диабет, кариес, аллергия, кишечные расстройства и даже нарушение поведения!
Вот и получается, что разнообразные вкусности могут быть как источником удовольствия, так и причиной серьезных проблем со здоровьем. И первое впечатление — плата за удовольствие неоправданно велика. Так что же делать? Категорически запретить или научиться пользоваться? Вопрос риторический.
Давайте учиться.

Немного теории

Столь любимый сладкий вкус пище придают сахара. Сахара — это растворимые углеводы. В зависимости от химической структуры их делят на несколько групп. Самые простые и элементарные по строению — моносахариды: глюкоза, фруктоза, галактоза. Чуть посложнее — дисахариды: лактоза, мальтоза и знаменитая сахароза (тот самый сахар-песок или рафинад). Есть еще и так называемые полисахариды (клетчатка, крахмал, гликоген), но они уже относятся к группе сложных углеводов и собственно сахарами (сладостями) не являются.
Каким бы сложным строением ни обладал поглощаемый человеком углевод, в результате малого или большого количества химических реакций он превратится в моносахарид — как правило, в глюкозу. Глюкоза — главный источник энергии. Любой энергии — и для скелетных мышц, и для сердца, и для мозга. Понятно, что чем проще углевод, тем доступнее энергия, понятно также, что любой дисахарид превратится в два моносахарида: мальтоза в две глюкозы, сахароза — в глюкозу и фруктозу, лактоза — в глюкозу и галактозу.
Сладость сахаров различна, и если сладость самой известной и привычной для нас сахарозы принять за единицу, то можно получить следующие цифры: фруктоза — 1,74, глюкоза — 0,74, лактоза — 0,16.
Самый принципиальный момент: главная функция углеводов вообще и сахаров в частности — обеспечение человеческого организма энергией. Около 60 % всей вырабатываемой энергии связано именно с обменом углеводов. Функция главная, но не единственная. Углеводы накапливаются в организме в виде гликогена, входят в состав всех без исключения органов и тканей, без них невозможен синтез ни ферментов, ни гормонов.
Понятно, что к сложным процессам «органостроительства», т. е. к выполнению так называемой пластической функции сахара не имеют никакого отношения. Их роль совершенно другая — важная, но, по большому счету, примитивная — обеспечение энергией, и все. Не так уж и мало...

От теории к практике

Умные химические термины и теоретические рассуждения касательно важности углеводов в питании в корне, на первый взгляд, противоречат многочисленным рассуждениям о вредности сладкого. Нужна дитю энергия? Еще как! Так что, получается, можно конфеты? Получается, можно, но...
Если ребенок съел картофель, или хлеб из цельной муки, или овсянку, то организм получил достаточное количество сложных углеводов (в виде крахмала, клетчатки, пектина), и эти углеводы рано или поздно превратятся в моносахариды и станут источником энергии. Но кроме углеводов дитя получило и витамины группы В, и аскорбиновую кислоту, и еще много необходимого — кальций, фосфор, железо и т. д. Да, потребность в энергии легко удовлетворить, заменив тарелку овсянки десятком карамелек. Но как быть со всем остальным? Похоже, овсянка полезнее.
И еще один принципиальный момент. Повторим фразу из предыдущего абзаца: «Углеводы рано или поздно превратятся в моносахариды». Насколько это важно — рано или поздно?
Полисахариды, например крахмал, превращаются в глюкозу постепенно, но относительно быстро (речь идет о часах). Образующаяся глюкоза постепенно всасывается из кишечника, а поджелудочная железа вырабатывает умеренное количество инсулина, который, собственно говоря, и регулирует дальнейший обмен глюкозы. Дисахариды (все та же сахароза, например) превращаются в глюкозу и поступают в кровь намного быстрее (речь идет о минутах). В этой ситуации поджелудочная железа работает совершенно иначе, ибо в короткое время должна выработать значительное количество инсулина. Неудивительно, что употребление сахара существенно повышает нагрузку на поджелудочную железу. Опять получается, что овсянка полезнее.

Есть или не есть?

Можно ли полностью исключить сахара из питания? Теоретически нельзя хотя бы потому, что грудному ребенку больше половины всей энергии поставляет лактоза молока, да и практически никак не получится. Ибо во всех злаках, овощах, фруктах и ягодах есть глюкоза и фруктоза, а в молочных продуктах — лактоза.
Но поставим вопрос иначе: можно ли не включать в питание ребенка сахара дополнительно? Т. е. не добавлять сознательно доступную и сладкую сахарозу в продукты питания. Не есть и не пить сладости, забыть про мороженое, конфеты, торты, пирожные, варенье, шоколад и про многое другое... Ответ однозначный: можно. А нужно ли?

Три источника...

Касательно значения сладостей в жизни человека вообще и ребенка в частности можно выделить три главных аспекта.
Сладости — это:
1) источник проблем со здоровьем;
2) источник легкоусваиваемой энергии;
3) источник удовольствия.
Рассмотрим все это по порядку.

Сахар и здоровье
Главное, что следует подчеркнуть применительно к здоровью: малое количество углеводов порождает намного больше проблем, чем их избыток.
Энергетические запасы организма ребенка в сравнении с организмами его папы и мамы просто несопоставимы. Физическая нагрузка, эмоциональные стрессы, болезни вообще и повышение температуры в частности — все это приводит к повышенной потребности в углеводах, но собственные запасы организма невелики, а потребность в постоянном углеводном питании значительна.
Дефицит углеводов проявляется существенным изменением обмена веществ. В качестве источника энергии организм начинает использовать жир, который в достаточном количестве присутствует у очень небольшого количества детей. Кроме этого, в энергетический обмен включаются многие аминокислоты, а они нужны совсем для другого — для синтеза белка, т. е. для роста.
Избыток углеводов, а чаще всего речь идет именно об избытке сахаров, приводит к образованию жировой ткани, но для того чтобы это произошло, углеводная нагрузка должна быть весьма значительной. Крайним проявлением подобных излишеств может явиться ожирение.
Самая известная болезнь, связанная с нарушением обмена углеводов, — сахарный диабет. Причины развития этой болезни до настоящего времени остаются загадкой, но ни в одном учебнике нет доказательств того факта, что развитие диабета связано с употреблением сладостей.
А вот влияния сахаров на возникновение кариеса доказано убедительно, и никаких сомнений этот факт не вызывает. Глюкоза и сахароза при активном участии микробов, населяющих полость рта, образуют кислоты, способствующие разрушению зубной эмали.
Избыток сахара — один из моментов, способствующих усилению процессов брожения в кишечнике. Следствием последнего может стать нарушение расщепления и всасывания некоторых веществ, в результате — серьезный риск кожной аллергии.
Некоторые врачи приводят убедительные, на первый взгляд, данные, доказывающие: сахар является одним из факторов, способствующих гиперактивности и агрессивности детей. Правды ради заметим, что не меньшее число врачей и не менее убедительно эти данные опровергают.
Предварительное резюме касательно сахара и проблем со здоровьем.
Принципиальная особенность организма ребенка состоит в том, что углеводный обмен протекает у него намного интенсивнее, чем у взрослых. Дети не только активнее усваивают углеводы, но и более выносливы к углеводным нагрузкам. Мы уже и не говорим о том, что поджелудочная железа мальчика Пети намного здоровее, чем аналогичный орган его папы... И с учетом всего перечисленного делаем вывод: лишние сладости, поглощаемые детьми, конечно же, не приносят никакой пользы. Но риск избытка сладостей для взрослых многократно выше.

Сахар и энергия
Коль скоро сахар — источник легкоусваиваемой энергии, то главное правило относительно безопасного его поглощения — создание условий, при которых ребенок может эту энергию израсходовать. Дитя, которое не перегревается и много двигается (активные игры, занятия спортом), имеет достаточно возможностей для того, чтобы проблем с лишней энергией не возникало. Сахар не совместим с малоподвижным образом жизни, многочасовыми бдениями возле телевизора и компьютера, одеждой, не дающей возможности двигаться.
Весьма принципиальный момент. В жизни детей бывают ситуации, когда потребность в легкоусваиваемой энергии очень высока. Спортивные соревнования, мозговой штурм при подготовке к экзаменам, болезни. Говорить о полезности сахаров в указанных обстоятельствах — очень даже уместно. Недаром ведь обильное сладкое питье или капельница с раствором глюкозы — распространенный метод лечения острых инфекционных болезней. И если нет проблем с аллергией, то плитка шоколада в ночь перед экзаменом очень даже не помешает.

Сахар и удовольствие
Употребление сладостей — очевидный источник удовольствия. Если указанный процесс регулируется и не порождает проблем со здоровьем, то почему бы и не получить удовольствие?
Главное только в том, чтобы удовольствие не стало смыслом жизни и не порождало других проблем.
Упомянутые «другие проблемы» — это и аппетит, точнее его отсутствие, и аллергические реакции на конкретные сладости, и присутствие реальных проблем со здоровьем (ожирение, например).

Итоги

Способность сладостей оказывать существенное влияние на здоровье наших детей очень преувеличена. Ибо употребление сахаров — лишь фрагмент, не самая принципиальная составляющая такого глобального понятия, как образ жизни.
Утомленный борьбой за существование папа может проявить свою любовь к ребенку покупкой конфет. А может — поездкой на рыбалку. В первом случае дитя проведет выходной, поглощая конфеты перед телевизором, во втором... Что лучше? Что полезнее? Кто виноват? Неужели конфеты?
Торты и пирожные не появляются в доме просто так. Их туда приносят взрослые. Если у ребенка наблюдается лишний вес или отсутствие аппетита, если он не занимается спортом и не гуляет на свежем воздухе, то спрашивается: почему в доме появились упомянутые сладости? Может быть, сначала надобно решить проблемы педагогические, организовать нормальный образ жизни, а уже потом на лакомства тратиться?
Сладости — самый легкий, самый доступный и самый примитивный способ доставить ребенку радость. Есть способы другие. Требующие больших затрат и времени, и средств — активный совместный отдых, лыжи, велосипед, удобная, не сковывающая движений одежда и многое другое, позволяющее тратить энергию в таком количестве, что ни конфеты, ни шоколад не будут иметь особого значения.

(Перевод данной статьи на английский язык читайте здесь.)

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 18/01/2007 17:31
обновлено 30/01/2017
Образ жизни

Комментарии 36

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Лучший комментарий
Гость
10/04/2010 18:17

Гость

Больше всего бесят люди которые угощают конфетами даже не спрашивая разрешения родителей! Сыну постоянно суют конфеты все кому не лень(ну мальчик такой симпатичный улыбчивый) ну почему меня не спрашивают можно или нельзя???!!
12
Olynka
30/01/2017 21:46 #

Olynka

Я категорично запретила бабушкам закармливать сладостями, максимум 3 шт сладкого в день после основной еды. Мармеладки, пастила, состав должен быть с минимумом Е и т.п. Даже в печеньках столько химии, что я и сама их не ем. А бабушки... ребенок мой, за его здоровье отвечаю я, так что у них никакой самодеятельности.
Марина
01/07/2016 11:06 #

Марина Россия, Нижнекамск

Мы дочке сказали, что конфетки-шоколадки будем есть после того, как все молочные зубки вылезут. А когда это произошло, моя мама сделала "конфеты" из перемолотых с орешками сухофруктов и завернула эту кисловатую, но приятную на вкус пасту ф конфетные фантики. Дочери теперь магазинные конфеты и не нужны
1
Miri
03/02/2016 22:08 #

Miri США, Miami

Moemu sinulke 2 godika i 4 mesiesov,sladkoye emu e4e ne dayu,evo sladkoye eto frukti. Mne voob4e o4en slozno tak kak moy muz kubines,no on menia vo vsem podderzivayet i posle tovo kak ya emu vsio obisnila on vsio ponimayet,no evo semyu ne pereubedish,kak eto tak 4to ya sladkoye sinu ne dayu,eto pri tom 4to ne kakuyuto svezuyu domashniyu vipe4ku,a magazinniye keksi s raznosvetnimi kremami,pomniu kakto diadia muza predlozil sinu a ya skazala im u menia sprashivat mozno li emu eto ili net,kone4no ze ya ne razrishila ni4evo emu davat,tak v itoge ya takaya plojaya:moy jarakter samiy juzet,t.d....Mne 4esnoye slovo ij mneniye ne vazno,ya znayu 4to delayu vsio pravilno,u etovo diadi dvoye detey,tak oni takiye perebor4ivai v ede,frukti ne ediat,ovo4i ne ediat,a 4to ediat??,razniye polu fabrikati i polni4a sladostey,eto prosto uzas! Moy sin est vse libo kashi kakiye tolko est,est vse ovo4i i frukti,a pro sladkoye uznayet navernoye tolko az v let 5! i to tolko pro mayu domashniyu vipe4ku,a ne magazinniye tortiki,morozennoye i konfeti,ludshe sama budu konfeti delat s sujofruktami,i morozennoye sama delat.Zivu v Amerike zdes vizu kazdiy dne takoy uzas,v dva goda deti 4ipsi ediat i gazirovanniye napitki pyut,a samoye juzeye 4to ti guliayesh v parke a na ulise tvoyemu ribionku vsio sunut,daze u tebia razresheniye ne sprosiv,kone4no est takiye 4to i sprashivayut,no ooooo4en redko,a kogda ti im govorisg 4to ne davat ni4evo sinu svaemu,oni na tebia smotriat kak na inoplanitianina.Uzas!
Светик
16/01/2014 09:29 #

Светик Беларусь, Жлобин

Если честно, я совершенно не понимаю, почему всякого рода сладости стали считать чем-то обязательным, что должно входить в рацион питания ребёнка , и не важно сколько ему(ей) лет. Ведь сейчас , в наше время , во все конфеты, жевательные резинки и тому подобное стали добавлять неимоверное количество всяких красителей, наполнителей, которые ничего хорошего , кроме вкусовых ощущений , в себе не несут. Если так хочется порадовать ребёнка чем-то вкусненьким, то лучше предложить фрукты или сухофрукты. Это намного полезнее , чем те же марсы , сникерсы и тому подобное, и в них содержится достаточное количество необходимого для хорошего самочувствия ребёнка сахара.
2
Кристиночка
10/04/2013 14:50 #

Кристиночка Россия, Москва

А иногда даже страшно становится, когда видишь маму с малышом, а у него в руках какая-нибудь гадость типа фрутеллы жевательной или кит-ката. Хочется подбежать и мамаше по голове постучать...(
8
Екатеринка
19/02/2013 12:39 #

Екатеринка Украина, Мариуполь

Моему малышу только 6 месяцев,а я уже боюсь вот такого закармливания со стороны свекров.Там закормят и колбасой и конфетами и магазинными соками с пирожными,лишь бы быть хорошими.А я буду плохой...
4
-Анастасия-
12/08/2011 14:47 #

-Анастасия- Украина, Запорожье

Нашему мальчику было месяцев семь, когда он первый раз попробовал шоколадную конфету - тетка угостила... мааааленький кусочек, он сначала и не понял, что это было... через пару дней попробовал еще - понравилось... а потом несколько дней подряд "добрые" бабушки с теткой подкармливали его этими конфетками (мы с мужем на работе, а они его между полдником и ужином угощают), а он и рад - старшие брат с сестрами едят, вот и он "как большой"... а потом посыпало... после этого, шоколадные конфеты не покупаем (чтоб и соблазна не было ребенку дать), покупаем в основном печенье - он что-то съест, но больше раскрошит, разбросает, зато моральное удовлетворение - брат с сестрами тоже едят, значит он "как большой")))))))
Гость
08/10/2010 00:33 #

Гость

Хорошая статья. Мое мнение - нормальный образ жизни + сладости, но в не очень большом количестве.
5
Гость
02/04/2010 00:28 #

Гость

Спасибо за подробную статью. Я тоже считаю что в жизни есть много других удовольствий, кроме сладкого. Недавно ехали со свекровью и двумя детьми в машине. Старшему 12 лет. Свекровь его с младеньчества конфетами закармливает, покупает их килограмами. Вот и в этот раз дала ребенку пакет с печеньями и штук десять конфет. Ребенок естественно все конфеты быстренько умял. А свекруха увидела, что тот справился и говорит: "Так я еще дам..."(и лезет в карман) На мой протест начала сокрушаться, что мол "ребенок и конфеты вещи неразделимые!!! Как это может быть - детство без сладкого?" Да еще и сетовать что у младшенькой (1,4 г) аллергия и ей конфеты нельзя "бедный несчастный ребенок". Я была мягко говоря в шоке. Муж тоже был на моей стороне, но мы ее так и не убедили. У старшего уже 4 зуба лечили, домой сладкое покупаю только по праздникам, хорошо хоть свекровь редко к нам заезжает (может от этого она так любит его пичкать сладеньким?)
2
Гость
25/02/2010 11:51 #

Гость

Сыну 1 год и 1 месяц. Отбираю все конфеты, которыми стараются накормить знакомые и незнакомые бабушки и дедушки. Даже творог со сладкой грушей мне милей, чем с сахаром. Многие против, не видят ничего плохого в сахаре для малявки, ведь даже заводские каши для самых маленьких очень сладкие. Совершенно согласна с Людмилой. Мы поколение - подсаженное на шоколад. И это плохо.
3
Гость
18/02/2010 13:31 #

Гость

Два месяца назад под влиянием английской передачи о вреде сахара перестала его употреблять,конфетку могу съесть 1 раз в неделю и то редко.Результат:память и внимание стали заметно лучше, кожа очистилась от разных прыщиков, был грибок небольшой на локте-исчез. Перестала чесаться кожа.Похудела немножко сразу. Плюсов много. Вместо сахара ем мед, вместо конфет-финики, изюм и т.д.Сахар питает все грибки и дрожжи (о их наличии свидетельствует белый налет на языке) в организме, препятствует нормальному усвоению витамина С и В.Доктор спасибо за статью!
Гость
21/01/2010 20:05 #

Гость

Спасибо большое за Вашу статью. Я устала уже пояснять свекрови и свекру почему предпочитаю конфетам и пирожным яблоки и мандарины. Каждый раз "запихивая" моей трех летней дочке конфету они говорят о "счастливом детстве" малышки. Теперь я распечатаю Вашу статью и дам им на изучение. Пускай почитают научное объяснение тому почему ребенок может жить без конфет и быть счастливым при этом!!!
1
Гость
19/11/2009 10:39 #

Гость

Согласна сладкого много не нужно. Мой сын попробовал конфетку года в 4 или 5, у нас аллергия и астма, поэтому конфеты были под запретом. Плюс всего этого-красивые и здоровые зубы, в 8 лет ни одной дырочки, даже врачи были удивлены. Минус-это глаза ребенка, когда он видит, что другие едят, а он нет. Поэтому нужно давать немного и хороших, если это по состоянию здоровья не запрещено. Ну и конечно не с возраста коляски, иногда глянешь едет коляска, там сидит карапуз, а во рту вместо соски чупа-чупс. Ужас, а мамаше хорошо, ребенок не кричит, ей не мешает.
3
Гость
08/11/2009 03:06 #

Гость

Я своих детей стала угощать конфетами года в 1,5. Покупаю только самые хорошие шоколадные и сосульки-барбариски. Конфеты и шоколад в доме есть всегда. Иногда вместо шоколада -гематоген. Но дети строго научены, что сладкое- после основной еды. Пока совсем малыши были- разрешала укусить маленький кусочек, только чтобы вкус почувствовать, а потом ребенок САМ клал конфету куда-нибудь на стол и после еды её съедал (если вспоминал).
И булочки я детям покупаю. Вот например едем мы из школы-садика в студию. Я знаю, что им предстоит нелегкая работа часа на 1,5-2. А обед был 2 часа назад, и домой в итоге мы вернемся не скоро. Маленькая сладкая булочка или банан помогут по-быстрому пополнить запас углеводов, и у ребенка будет больше сил и желания заниматься, меньше будет чувствоваться усталость.
А на новогодние праздники - едят сладкое почти без контроля. Но так как обычно их никто и не ограничивает особенно - то не так уж и много они в итоге съедают.
2
Гость
26/10/2009 17:49 #

Гость

Хотя бы до 3-5 лет никаких сладостей не надо.А потом по чуть-чуть,в меру
2
Гость
26/10/2009 17:43 #

Гость

Спасибо за ваши труды доктор.Моя свекровь уже пытается убедить меня в том что "ребенок без конфеты-несчастный ребенок",хотя нам всего 7 месяцев!!!А я с проблемой зависимости от сладенького сама столкнулась,и пытаюсь доказать,что нельзя приучать ребенка к сладкому.Меня в детстве бабушки-дедушки тоже конфетами-шоколадами кормили.И что теперь?!Я выросла,а сладости остались!Мне просто необходимо съедать ежедневно по шоколадке.Это как наркотическая зависимость!Если сладкого не поем-хожу злая как собака и настроения нет.Я не хочу что бы мой ребенок вырос таким же!!!Еще раз огромное спасибо Вам доктор.ОГбязательно дам эту статью почитать бабушкам,так как мои слова они не воспринимают
1
Гость
21/03/2009 22:17 #

Гость

Вот и у нас с мужем споры про сахар. Он категорически против, а я считаю что всё хорошо в меру. Близнятам нашим скоро год. Даю им немного сахара в кефире и чуть сладкий чай детский. От меня всё детство прятали конфеты, был диатез(когда выросла выяснилось, что аллергия), но я всегда находила тайник и съедала зараз по 2кило каких-нибудь шоколадных конфет. Вот где был ужас: вся покрывалась болячками. Поэтому уж лучше буду всё контролировать со своими малышами.
Гость
16/03/2009 23:55 #

Гость

Да, странно, большинство вообще не поняли о чём статья( Ведь доктор наоборот призывает к разумному отношению к сладостям, а не запрету на них. Основная идея в том, что сладости, конечно, не лучшая и не основная еда для ребёнка, но не так страшен чёрт как его малюют. В общем, не задумываются о том, что им говорят, а пытаются найти подтверждения своим идеям.
От себя же могу добавить, что иногда сахар очень даже нужен, нельзя его полностью исключать. Когда я нормально высыпаюсь и не устаю, сладкого не ем ВООБЩЕ, не хочется и противно. Когда же были периоды, что приходилось мало спать и много работать и учиться, дня без шоколадки, пирожных и т.д. (в больших количествах) не могла прожить. Никакая овсянка и сложные углеводы не спасали: пока не съем сладкого, чувствую обессиленность. Представляю, чтобы было, если бы мне его стали запрещать). Стала высыпаться и само желание полностью пропало.
3
Гость
16/03/2009 17:55 #

Гость

А я конфет не покупаю, муж сам себе может шоколадку купить ну и нам с ребятёнком перепадет. А вот одна из бабушек так сама себе 6 ложек в чай бросает и дитю батончик в руки сунет. Она говорит "А что делать если ребёнок в магазине конфету и сок требует". Так и привык уже ребёнок когда с бабушкой в магазине так можно и требовать. Я конечно не то чтобы категорически против кофет и пирожных - сама люблю, но меру то нужно знать.
Гость
13/03/2009 23:57 #

Гость

Добрые взрослые предлагают-я не успеваю глазом моргнуть.В церковь пришли с ребенком,смотрю-уже конфетка в руке,бабуля рядом стоит,улыбается.В госучреждение зашли,бумажки оформить-у ребенка две конфетки.В магазин приходим-продавщица от умиления Чупа-чупсом угощает.Я даю иногда кусочек конфетки(где-то с 1,5 лет)но елы-палы,люди добрые,прежде чем ребенку в руки совать неизвестно что,надо хотя бы у мамы спросить.
Катерина пишет:живем в США, тут НИКТО НИКОГДА не предложит конфетку или сладость ребенку, все боятся ответственности и аллергий
...у нас никто не боится :-(
29.12.2008 в 12:32

Скачивайте наши приложения

Приложение Кроха